Эффективные методы тренировки в настольном теннисе

Всем привет! С вами Жданов Василий — тренер по настольному теннису и в этой статье коснемся вопроса создания эффективной тренировки в настольном теннисе с позиции тренера.

Зачастую нам приходится быть наставниками и тренерами в жизни для своих детей, коллег, друзей и т.д. И каждому тренеру хочется, чтобы у наших учеников были хорошие результаты, а для этого необходимо использовать существующие эффективные методы тренировок. В этой статье буду говорить о методах тренировки в настольном теннисе, которые использую я в своей тренерской практике. Рассмотрим три метода: метод положительного подкрепления, метод видения мишеней, метод подражания, метод моделирования.

Итак, первый метод. На мой взгляд один из самых эффективных методов тренировки в настольном теннисе.

Метод положительного подкрепления во время тренировки в настольном теннисе

Повышения результатов у учеников в процессе тренировки в настольном теннисе заключается в использовании «положительного подкрепления». Данный подход хорошо разбирается в книге Карен Прайор «Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей», где автор рассматривает один из лучших методов, который уже давно используется в дрессировке животных, а также (иногда даже неосознанно) ведущими спортивными тренерами. Постараюсь более детально рассмотреть данный метод тренировки на настольном теннисе.

Что такое положительное подкрепление?

Положительное подкрепление – это событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия (определение взято из книги).

Суть метода достаточно проста и заключается в том, чтобы положительно отмечать правильные действия своих учеников и тем самым увеличивать количество попыток выполнения упражнения. А как вы знаете, если количество попыток будет расти, то и техническое качество выполнения элемента также будет улучшаться. Положительное подкрепление стоит использовать для действия, которое следует изменить. К примеру, задача тренировки в настольном теннисе улучшить технику выполнения удара справа. После правильно выполненного движения необходимо дать положительное подкрепление своему ученику.

 

 

Если раньше тренер показывал упражнение, а ученики потом бились и старались правильно его сделать, и тренер только мотивировал словами «давай делай» (это методы директивного коучинга, они, конечно, используются, но не не всегда подходят), то сейчас это делать не стоит.

Для того, чтобы ученики быстро развивались во время тренировки в настольном теннисе все упражнения делятся на более мелкие шаги и действия, вплоть до того как держать ракетку. Все действия простые и сделать их правильно не составляет труда. И главное тренировка включает в себя обязательное своевременное положительное подкрепление.

Дети и взрослые начинают получать удовольствие от процесса тренировки. А так как элементы которые надо сделать правильно простые, то успех у них приходит достаточно быстро, это поддерживает мотивацию спортсменов на высоком уровне (о мотивации читайте мою большую статью). Так же они видят обратную реакцию тренера. Что может быть положительным подкреплением для ученика – улыбка тренера, похвала, комплимент, приз и тд.

Условно принцип положительного подкрепления можно сформулировать следующим образом: «Не кричите на начинающих, а постепенно переходите от этапа к этапу, хвалите и отмечайте успехи своих учеников на каждом этапе».

 

Время положительного подкрепления

Во время тренировки в настольном теннисе очень важно время положительного подкрепления. Оно должно быть сразу же после совершенного действия, на которое оно направлено. К примеру, вам понравился, как ученик сделал удар слева – сразу отметьте это.

Раннее подкрепление не работает. К примеру, не нужно говорить: «Ты уже почти сделал удар слева». Мы подкрепляем попытку, а не результат. Такое подкрепление не несет с собой никакой информации и поэтому не работает.

Можно по-разному давать подкрепление либо постоянно, либо вариативно. Наиболее эффективным является вариативное подкрепление, нежели предсказуемое. Если давать подкрепление ученику после каждого удара, то вскоре удары будут небрежные, лишь бы отделаться. Но если после того как ученик научился делать удары подкреплять первый, затем третий, а потом случайный удар, то ученик будет делать лучше удары, пытаясь заслужить случайный номер похвалы.

 

Величина положительного подкрепления

Не стоит забывать и о величине подкрепления. Тут важное правило, что размер подкрепления должен зависит от сложности задачи. Если задача для ученика простая, то небольшого подкрепления хватит.

Для того чтобы быть не хорошим тренером, а отличным – мало знать приемы и техники исполнения ударов и стратегии ведения игры, важно еще знать и закономерности, которые регулируют сам процесс обучения: когда требуется поднажать, когда ослабить обучение, как ставить эффективные задачи, что делать если появились трудности в обучении и, пожалуй, самое главное – когда нужно остановиться. Успешное применение положительного подкрепления во время тренировки в настольном теннисе сделает из скучного и сложного процесса приятное и легкое обучение.

Рассмотрим основные правила тренировки в настольном теннисе с использованием положительного подкрепления:

  • Повышайте планку выполнения технических приемов небольшими этапами, чтобы у ученика была реальная возможность выполнить уровень.
  • Отрабатывайте один элемент в конкретный промежуток времени, не стремитесь выучить несколько новых техник элементов одновременно. К примеру, не стоит одновременно в тренировке отрабатывать удар справа, удар слева, подрезку и т.д.
  • Прежде чем повышать сложность элемента не забудьте подкрепить положительно текущий уровень.
  • Вводя новый элемент – ослабьте критерий оценки у старых. К примеру, играя треугольник право-лево, акцент в контроле за исполнением делаете за ударом слева, а ошибки справа прощаются.
  • Планируйте обучение ученика вперед. В случае успеха на текущем этапе вы должны знать, какую планку поставить своему ученику дальше.
  • Оканчивая тренировку по настольному теннису – давайте положительное подкрепление.
  • Если навык выполнения элемента ухудшается, то повторите весь процесс заново, давая положительные подкрепления.

Ускорение процесса обучения на тренировке в настольном теннисе

Помимо положительного подкрепления рассмотрим еще интересные методы, позволяющие увеличить эффективность в тренерской деятельности и ускорить процесс тренировки в настольном теннисе.

Метод видения мишеней

Видение мишеней заключается в обозначении реперных (контрольных) точек, на которые должен обратить внимание обучающийся. К примеру, при выполнении движения удара справа ракетка начинать движение должна внизу около талии, а заканчивать движение около головы. Ориентиры могут быть не только в виде точек, но и в виде углов. К примеру, угол 120 градусов между предплечьем и бицепсом при накате справа. Мишени — это четкие и понятные ориентиры, которые позволят ускорить процесс осознания движения у ученика.

 

Метод подражания

Для ускорения процесса обучения лучше меньше говорить и больше показывать. Это даст возможность ученикам больше подражать и запоминать на физическом уровне элементы.

Метод моделирования

Итак, сейчас перейдем к моделированию. Для этого обучающемуся нужно, как марионетке, выполнять действия, которым нужно обучиться. В теннисе это называется имитацией, в боксе «бой с тенью», но суть от этого не меняется. Отличие от предыдущего подхода заключается в том, что ученик сам моделирует свои движения, т.е. нет непосредственного участия тренера.

Регистрация результатов для повышения эффективности тренировки в настольном теннисе

Помимо этого, важно отмечать результаты ваших учеников. Регистрация результатов (я, к примеру, совместно с учеником веду спортивный дневник его успехов и роста. Для этого использую программу Evernote, которая ставится на любой телефон и скачать которую можете с сайта evernote.com) является одним из мощнейших элементов стимуляции обучения. Лучше использовать графическое представление, так будет наглядно видно прогресс. На графике видно рос, каким был ученик до и после. График может быть не ровным, но его направление и тренд о многом говорит. Именно это создает отличную мотивацию продолжать тренировки.

Жданов Василий, настольный теннис

Удачи!

Загрузка замка…
Нам важна ваша оценка
Школа настольного тенниса братьев Ждановых

1441897143_award_star_gold_2Спасибо, что читаете нас!
Купите книгу по настольному теннису и узнайте пошаговые инструкции как делать топ-спин, подачи, удары, а также тенденции в современном настольном теннисе. Знания профессионалов теперь доступны для любителей ⇓

banner

Adblock
detector