Дзэн в тренировках. Техника осознанного обучения в настольном теннисе

Привет, любителям настольного тенниса! На связи Жданов Василий. В этой статье поговорим об интересном и главное эффективном подходе (проверенном на своих занятиях) обучения в настольном теннисе.

Метод подробно раскрывается в книге «Внутренняя игра в теннис». Книга написана про большой теннис, я же в статье адаптирую все тезисы и выводы для настольного тенниса.

Условно можно выделить две игры в настольный теннис: внешнюю и внутреннюю. Внешняя игра ведется с противником, а внутренняя с самим собой. Один из основных тезисов заключается в том, что нельзя достичь выдающихся результатов в спорте (как в большом, так и в настольном теннисе) без  внимания к внутренней игре.

Наверняка вы сами себя спрашивали:

  • Почему я играю на тренировке лучше, чем на соревнованиях?
  • Почему я не делаю, хотя знаю что сделать?

Ну и похожие вопросы, касающиеся внутреннего диалога с самим собой.

Основная концепция эффективного обучения в настольном теннисе заключается в развитии ментального мышления, направленного на победу. С помощью которого техническая подготовка будет осуществляться только быстрее.

Интересное наблюдение из тренерского опыта. К примеру, ученик занимается с тренером. Тренер с коробкой мячей накидывает на удар справа. И одновременно оценивает удары. Говорит: «Это хорошо, но мало движения вперед. Поздно сделал удар. Переноси вес тела вперед и т.д.».

Ученик получает кучу советов, что делать и что не делать. По логике если продолжить в том же духе, то все будет в порядке. И тут как раз кроется фишка!

Ученики лучше исправляются, когда тренер меньше говорит! Устные инструкции уменьшают вероятность желательного исправления. Избыток инструкций и советов может помешать обучению.

Как же необходимо делать. Говорить, чтобы ученики визуально представляли удар. Показ удара обучает лучше, нежели инструкция.

Ответим на вопрос: почему так происходит?

Это парадокс, но великие спортсмены на крупных соревнованиях достигали значительных результатов, когда не думали о процессе игры. Великие достижения в спорте происходят, когда разум спокоен. Разум не учувствует в игре. Когда спортсмен пытается осуществить контроль над игрой, он теряет эффективность действий.

Цитата Сузуки из книги «Дзэн в искусстве стрельбы из лука»: «Как только мы начинаем размышлять, обдумывать, осмысливать свои действия, спонтанность утрачивается, и вмешивается мысль… Стрела пущена, но не летит прямо к цели, и мишень не стоит там, где она есть. Расчет, который является просчетом, наступает…»

 

 

Так вот. Первая задача данного подхода осознанного обучения в настольном теннисе – в освобождении своего разума во время игры от постоянного критическое оценивание себя. Ведь наверняка вы с этим сталкивались: подали подачу неправильно, поругаем себя; промазали смэш – поругаем себя; промахнулись по мячу – поругаем себя. Мы любим себя критиковать. Нужно же просто воспринимать происходящие события без оценок. Задача, чтобы тело работало без участия мыслей в процессе игры. Чтобы это сделать необходимо прекратить: оценивать, судить, беспокоиться, опасаться, надеяться, стараться, сожалеть, контролировать, волноваться, отвлекаться. Разум спокоен, когда он здесь и сейчас и в единстве с игрой и действующим лицом.

Освободиться от оценок – это не значит, что нужно закрывать глаза на ошибки. Это значит видеть события, как они есть, ничего не добавляя к ним. Просто принимайте существующий факт и не более. Попали в сету – значит мяч в сетке ни более ни менее. Это факт. Проиграли партию – факт. Из факта мы делаем вывод, но не критикуем себя.

Управление разумом возможно через концентрацию. Концентрацию нужно тренировать. В древних единоборствах Азии учеников заставляли изучать искусство каллиграфии, где по несколько часов рисуется один иероглиф. Для обучения в настольном теннисе необходимо тоже использовать упражнения на тренировку концентрации. К примеру, длительные игры у стенки или чеканку мяча.

Ниже предложены основные правила осознанного обучения в настольном теннисе:

  1. Держим свой разум под контролем. Видеть, чувствовать, слышать свои удары и ни в коем случае их не оценивать с позиции хорошо и плохо. Не стоит разговаривать с сами собой и давать себе оценки.
  2. Осознание себя. Четко и ясно представляйте картину желаемого результата. К примеру, вы отрабатываете удар справа. Представьте его выполнение у себя в голове. Посмотрите, как бы со стороны на себя, как вы делаете удар, какие основные моменты в нем важны.
  3. Осознание удара. Доверяйте состоянию тела. Задача делать удары естественно, обучаясь на своих ошибках и успехе. Если первое правило мы выполняем «на берегу», то это правило уже во время тренировки. Отмечайте состояние своего тела и того как летел мяч. К примеру, вернемся к удару справа накатом. Ощущайте свои ноги, как они двигаются, корпус, его положение, предплечье и угол его движения и т.д.

Именно эти три правила повысят вашу эффективность обучения в настольном теннисе. Эти правила включаются в пошаговую технику осознанного обучения в настольном теннисе.

Техника осознанного обучения в настольном теннисе.

Шаг 1. Непредвзятое наблюдение. Забудьте свои старые идеи об ударе. Посмотрите на свой удар по-новому. Обратите внимание на перенос веса тела и на положение рук, где находится мяч, как двигается ракетка. Просто наблюдайте и исследуйте удар. Вы – это большая лаборатория по исследованию удара. Уже в процессе наблюдения получатся изменения. После наблюдения у вас появится идея что-то изменить.

Шаг 2. Картина желаемого результата. Мысленно создайте образ того, что должно у вас получиться.

Шаг 3. Доверьтесь ощущениям и интуиции. Начинайте делать удар, но без сознательного контроля. Разум оставьте в стороне. Ударяйте и ударяйте. Доверяйте процессу. Если удар все еще не пошел, то возвращайтесь к шагу 1. Спросите, что мешает мне в совершении удара. Важно чтобы ваше движение было осознанным, тогда возникает больше реакции от опыта и так естественней усваивается техника. Суть такая: нет замены учения на опыте. Т.к. это наиболее естественное обучение, основанное на ощущениях. Просто ударяйте. Повторение. Повторение. Повторение. Многократные повторения приведут к спокойствию разума.

Шаг 4. Наблюдайте результат без критики.

Данная техника обучения в настольном теннисе подходит для тренировки любых ударов, перемещений, игровых комбинаций и т.д. Обязательно используйте ее в своих тренировках и результаты не заставят себя долго ждать.

Жданов Василий, настольный теннис

Спасибо за внимание!
Удачи в обучении настольному теннису!

Нам важна ваша оценка
Школа настольного тенниса братьев Ждановых

1441897143_award_star_gold_2Спасибо, что читаете нас!
Купите книгу по настольному теннису и узнайте пошаговые инструкции как делать топ-спин, подачи, удары, а также тенденции в современном настольном теннисе. Знания профессионалов теперь доступны для любителей ⇓

banner

Adblock
detector